Первый в 2015 г. релиз от ECM Records, который привлек к себе внимание всех поклонников умного философского звучания Криса Поттера – одного из самых прогрессивных и самобытных саксофонистов современности.
К работе над Imaginary Cities (это второй альбом, изданный Поттером на ECM, и 18-й в его карьере) маэстро пригласил свой нашумевший Underground Quartet, с которым записывался в течение пяти лет – до выхода в 2013 г. пластинки The Sirens. Кстати, если вы не слушали The Sirens, то сделайте это немедля. Эта работа сильно отличается от того, что вы могли слышать у Поттера ранее.
Многие ожидали, что после успеха в интригующем музыкальном прочтении Гомеровской Одиссеи, которое поразило наше воображение своим символизмом, мифологизацией и образной диалектикой, маэстро вновь вернется в сопровождении Дэвида Вирелса (David Virelles), Ларри Гренадера (Larry Grenadier), Эрика Харлэнда (Eric Harland). И все же воображать новые города в декабре 2013 г. на студии «Аватар» в Нью-Йорке вместе с Поттером собрались уже хорошо знакомые нам по предыдущим альбомам Крейг Таборн (Craig Taborn) — фортепиано, Адам Роджерс (Adam Rogers) — гитара, Нейт Смит — барабаны (Nate Smith), а так же – новообразованный Underground Orchestra, куда так же вошли Лоис Мартин (Lois Martin) — альт, Марк Фельдман (Mark Feldman), Джойс Хамманн (Joyce Hammann) — скрипки, Дэвид Эггор (David Eggar) — виолончель, Стив Нелсон (Steve Nelson) — вибрафон и маримба, Скотт Колли (Scott Colley) — контрабас, Фима Эфрон (Fima Ephron) — бас-гитара.
По сравнению с Underground Quartet, всегда ориентировавшимся на преимущественно электронное звучание, Underground Orchestra совершенно иной организм, который воплощает в себе дуализм электронного и акустического. Именно это позволяет Поттеру приоткрыть завесу в мир музыки третьего течения. И речь далеко не только и симфоническом сопровождении и нередкой полифонизации, но и об использовании ходов в духе Белы Бартока, когда происходит слияние фольклорного мелоса с приёмами нововенского атонального авангарда и диссонанса. В альбоме можно встретить, как индийские интерлюдии с выразительной восточной модальностью, так и западноевропейские народные мотивы с традиционной не витиеватой ритмикой.
Композиционная нить, которую растягивает перед нами Поттер в Imaginary Cities не только логична, но и интуитивна. Форма и содержание соединяются на редкость органично, а от количества мелодических линий и переходов, богатства гармонических решений попросту перехватывает дыхание.
Несколько слов о форме. Сложноразмерность, которая для современного джаза давно является общепринятой нормой, даже на вкус консервативного джаз-фана будет не слишком претенциозна, хотя затеряться в Поттере легко. Но это и не стыдно, так как размер может по нескольку раз меняться даже за одну композицию. А вот практически полное отсутствие свинга и типичных для пост-бопа ходов, казалось бы, может стать непреодолимым слуховым препятствием. Просто откройте себя новому, тем более что ритмический колорит из фанка и бита (а он преобладает) только подчеркивает искреннюю экспрессию и импрессионизм без того виртуозных сольных пассажей Криса Поттера.
Исполнительское мастерство Поттера вообще невозможно переоценить. После окончания Manhattan School of Music он проделал длинный путь от би-боп перфомансов, вместе с Редом Родни, до новаторских экспериментов на ниве fusion и авангарда. Чего стоят одни только его сайдминских работы с контрабасистом Дэйвом Холландом (Dave Holland) и барабанщиком Полом Мотианом (Paul Motian)!
А теперь, когда вы дочитали, отложите все и послушайте эту музыку. Выход альбома Imaginary Cities уже сейчас можно назвать одним из самых необыкновенных и светлых джазовых событий едва начавшегося года.
Виктор Радзиевский мл.
http://jazzquad.ru